МБОУ "Хасуртайская СОШ"
село Хасурта, Хоринский район, Республика Бурятия
  • О школе

    Полное наименование образовательной организации:  Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Хасуртайская средняя общеобразовательная школа"

    Сокращенное наименование образовательной организации:  МБОУ "Хасуртайская СОШ"

    Образовательная деятельность муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Хасуртайскаясредняя общеобразовательная школа осуществляется по следующему адресу:

    671425, Республика Бурятия, Хоринский район, село Хасурта, ул.Школьная,18

    История школы

    В дореволюционной Хасурте лишь небольшое число крестьян-старообрядцев имели начальное церковно-славянское образование. В основном это были дети из числа зажиточных крестьян. Дети бедняков и батраков не имели возможности учиться чтению и письму. Обучались дети у местного уставщика Силантия Осиповича Занадворова. За определенную плату у себя на дому он учил детей «Слову Божию», толковал им «Святое Писание», учил писать церковной вязью. Девочек в ученье не принимали, считая это грешным делом. На этот счет говорили: «Мужику не рожать, бабе дьяком не бывать, их дело – стряпня да ребятня». Таким образом детей, окончивших «Силахину грамоту», готовили как будущих начетчиков, певцов и чтецов церкви, а затем и уставщиков.

    В 1902 г. в Хасурте начало функционировать инородческое церковно приходское училище. Размещалось оно в частном доме вдовы Зиновьи Мартыновой, за содержание которого уплачивалось 76 рублей в год от государственной казны. В периодс 1902 по 1909 г. в Хасурте учительствовали Агния Ивановна Разгильдеева (дочь священника),

    В 1909 г. началось строительство новой церковно-приходской школы. Было построено небольшое здание в 6 саженей длиной и 5 саженей шириной. В здании училища разместились раздевальная для ребят, классная комната и учительская комната. Двор школы был обнесен глухим забором в 288 кв. саженей. Во дворе стояла баня.

    В отчете за 1915 г. Феофания Горяева пишет, что в Хасуртайском инородческом приходском училище Галзотской волости обучалось 30 мальчиков и 5 девочек, из них инородческих мальчиков – 15, девочек – 5, крестьянских мальчиков – 14, девочек – нет и 2 мальчика бурятских.

    Окончивших же полный годовой курс обучения не было.

    Хасуртаевская школа в 1920–1930-е гг.

    Закончилась кровопролитная гражданская война, население постепенно начало возвращаться к мирной жизни, налаживать свое хозяйство, обустраиваться. Задумались и о школе. Ведь население края было сплошь неграмотным. Нужно было строить новую мирную жизнь. Организуются курсы по ликвидации безграмотности среди взрослого населения. С большим трудом удается вовлечь и женщин. В этом немалую роль сыграли девушки-комсомолки Ульяна Артемовна Иванова и Фекла Вахрамовна Мартынова.

    В 1923 г. в Хасурту был направлен новый учитель, родом из соседнего Унэгэтэя Иван Васильевич Вильмов

    В 1924 г. в село Хасурта прибыла пожилая учительница Мария Федоровна Степная.

    1926 г. в Хасурте имелось одно учреждение ликпункта, с одним ликвидатором и 45 учащимися. Из них 38 мальчиков и только 7 девочек. Необучающихся же детей было 40 мальчиков и 74 девочки.

    Так за лето 1927 г. путем народной стройки здание Хасуртаевского церковно-приходского училища, находящееся в нижней части деревни, у леса, возле православного кладбища, разобрали и перенесли в центр села, выстроив на пустыре, недалеко от речки, напротив старообрядческой часовни (возле здания сельской администрации, на месте сгоревшего в 1990 г. клуба). Заведующая школой Н.П. Кондорская пригласила в Хасурту для работы вторым учителем свою городскую приятельницу и соученицу Елену Евгеньевну Котвицкую.

    1927/28 уч. г. начался уже с двумя учителями в 4-х классной школе, стоящей на новом месте.

    При этом детей обучали в две дневные смены, а вечером проводились занятия ликвидации неграмотности среди взрослых.

    I. Частная школа.

    1838–1839 гг. Ефим Баланцов (ссыльнопоселенец).

    1839–1850 гг. Ипат Яковлевич Казазаев (уставщик).

    1850–1885 гг. Матвей Ипатович Казазаев (уставщик).

    1885–1903 гг. Силантий Осипович Занадворов (уставщик).

    1903–1906 гг. Николай Константинович Остроумов (студент из Москвы).

    II. Церковно-приходское 4-классное училище.

    В 1902 г. открылась государственная школа – Инородческое церковно-приходское училище. Размещалось оно в частном доме вдовы Зиновьи Мартыновой, за содержание которого выплачивалось 62

    рубля в год. Заведующий школой получал государственное жалование от казны. В

    1909 г. началось строительство нового отдельного двухклассного училища.

    1906–1911 гг. Мария Спиридоновна Носырева (дочь хоринского священника).

    1911–1913 гг. Анна Ивановна Клюкина (дочь ташеланского священника).

    1913–1914 гг. Агния Ивановна Разгильдеева (дочь рабочего).

    1914–1916 гг. Феофания Петровна Горяева.

    1916–1920 гг. Дмитрий Павлович Ярцев (ссыльнопоселенец).

    1920–1923 гг. Вера Ивановна Меньшикова.

    1923–1924 гг. Иван Иннокентьевич Вильмов.

    1924–1925 гг. Мария Федоровна Степная.

    1925–1928 гг. Надежда Петровна Кондорская (дочь политкаторжан).

    III. Начальная 4-х классная школа.

    1928–1929 гг. Елена Евгеньевна Котвицкая (дочь рабочего).

    1929–1931 гг. Вера Владимировна Говорина.

    1931–1932 гг. Анна Ивановна Капелько.

    IV. Неполная 7-летняя школа.

    В 1937 г. началось строительство новой 7-летней

    школы, это здание является основным корпусом современной Хасуртайской шко-

    лы.

    1932–1939 гг. Петр Васильевич Хозеев.

    1939–1942 гг. А. Синельникова.

    1942–1945 гг. Фекла Васильевна Фоминская.

    1945–1949 гг. Александр Щеглович Шабаев.

    1949–1951 гг. Анатолий Иванович Бусыгин.

    V. Средняя 10-летняя школа.

    В 1951 г. Хасуртайская школа получила статус

    средней школы. Это была единственная средняя школа во всей Курбинской долине.

    Образование и формы обучения

    Учебный год в Учреждении начинается 1 сентября (если этот день приходится на выходной день, то в таком случае учебный год начинается в следующий за ним рабочий день) и заканчивается в соответствии с учебным планом соответствующей общеобразовательной программы.   В   процессе   освоения   общеобразовательных   программ   обучающимся предоставляются каникулы. Сроки начала и окончания каникул определяются Учреждением  самостоятельно. Продолжительность  учебного года  на  первом,   втором  и третьем  уровнях  общего образования  составляет  не менее 34  недель без учета государственной (итоговой) аттестации, в первом классе    33 недели.

    Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 30 календарных  дней, летом - не менее 8 недель. Для обучающихся в первом классе устанавливаются в течение года дополнительные недельные каникулы в феврале месяце.

    Режим работы Учреждения по графику пятидневной рабочей недели, определяется ежегодно учебным планом, принимается на педагогическом совете и утверждается приказом директора Учреждения.

    Учреждение  работает в одну смену, что определяется ежегодно педагогическим советом в соответствии с учебным планом на текущий учебный год и утверждается приказом директора Школы.

    Учебная  нагрузка  обучающихся  по уровням  и  классам  обучения  определяется учебным    планом   Учреждения    на   текущий   учебный    год,    санитарно-гигиеническими требованиями, другими нормативными документами.

    Продолжительность уроков  в 1 классе    35 минут в первом полугодии и 45 минут во втором полугодии, во 2-11 классах - 45 минут.

    Продолжительность перемен между уроками составляет 10 минут, после 2 и 3 уроков - перемены по 20  минут каждая для организации горячего питания и активного отдыха детей.

    Обучение в  1-м классе осуществляется с соблюдением следующих дополнительных требований:

     - обучение проводится без балльного оценивания знаний обучающихся и домашних заданий.

    Начало и окончание учебных занятий определяется расписанием занятий, утверждаемым приказом директора Школы. Режим работы в исключительных случаях (температурный режим, чрезвычайная ситуация и др.) может быть изменен приказом директора Учреждения.

    Начальное образование
    для 1–4 классов
    Основное образование
    для 5–9 классов
    Среднее образование
    для 10–11 классов
    Дополнительное образование
    для 5–9 классов

    Программа развития

    Программа – основополагающий документ, устанавливающий приоритеты, стратегию и основные направления развития.
    Процесс развития  учреждения должен способствовать повышению его конкурентоспособности, обретению своего собственного лица. Цели и задачи Программы определены на основе анализа развития учреждения в предшествующий период, материально-технического и социально-экономического положения учреждения, современного состояния  и  стратегии  развития  системы  образования,  анализа внешних образовательных потребностей и внутреннего потенциала учреждения.

    Фотографии

    Документы

    Документы не выбраны

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie